Когда заходит разговор о боевых искусствах, то в первую очередь начинают говорить об их эффективности на улицах. Собеседник, услышав, что вы занимаетесь боевыми искусствами, разражается рассказами о случаях из жизни, связанных с выяснением отношений. А каждый новичок задает один и тот же вопрос — какой стиль или направление лучше, эффективнее…
Наверное, так и должно быть. Ведь само название — «боевые искусства» — порождает подобные вопросы. Ответы же на них можно получить только через годы тренировок и испытаний. Я тоже не был исключением и пришел в секцию единоборств, чтобы научиться за себя постоять. Мне повезло — я встретился с людьми, которые сумели сохранить истинное предназначение боевого искусства, его духовную основу и внутренний смысл.
Большинство Боевых искусств создавались не столько как эффективное средство самообороны, сколько как способ познания и совершенствования своих внутренних ресурсов. Человек, изучавший конкретную «Школу», вместе с обучением конкретной технике, осваивал методы лечения и оздоровления. Например, только одна шаолиньская традиция включает в себя множество дисциплин (каллиграфия, стихосложение, медицина и др.), которые изучаются послушником на пути к мастерству, и боевое искусство — одна из них, при этом никак не основная.
На родине Ушу говорят, что мастер, считающий, что достиг всех вершин мастерства, опускается на уровень ученика. Путь совершенствования бесконечен. И говорить о том, что Учитель (тренер) будет выше уровня своих учеников только потому, что он долго и кропотливо изучал технику своей школы, в отличие от «тренеров-скороспелок», мне кажется излишним — это и так понятно.
Все мы когда-то начинали тренерскую деятельность, одни пошли по пути повышения результативности и коммерческой привлекательности своих клубов, следовательно, повышения рейтинга и увеличения количества занимающихся. Другие, совершенствуя свою технику, ушли глубоко в себя и замкнулись на собственных изысканиях. Третьи стали стремиться к наибольшей эффективности технического арсенала своей школы путем его модернизации. А четвертые остались верны традиции, изучая все аспекты, избегая крайностей и не замыкаясь.
Каждый из них по-своему прав. Правильность выбора проверяется вне татами и вне улицы, самой жизнью. И неважно, какого цвета у тебя пояс или что написано в «будо-паспорте». Как говорил герой популярного еврейского анекдота: «…бьют-то по морде, а не по паспорту!»
«Спортизация» любого вида боевых искусств приводит к его краху, какие бы благие цели не преследовались. С другой стороны — сводить все к средневековому уровню и принципу «выживает сильнейший» тоже нерационально.
Я отношусь к восточным единоборствам, как к великолепному способу духовного и физического совершенствования. Способу, который, в отличие от любого вида спорта (думаю, что со мной согласятся большинство людей, знающих большой спорт), не калечит людей морально и физически, а дает им возможность узнать и реализовать свои скрытые возможности. Любой спортсмен-профессионал (в боксе, каратэ, борьбе и др.) способен противостоять другому профессионалу, и неважно, какими видами единоборств они занимаются. В поединке побеждает не более эффективный стиль, а лучше подготовленный боец. Разве это так важно? Лучшим бойцом в мире можно назвать Майкла Тайсона и найдется мало людей, способных противостоять ему в поединке. А это надо?
Если вам нужно эффективное средство самообороны, совсем необязательно посвящать долгие годы изучению «связок», комплексов (ката, таолу и т.п.) и их применения. Достаточно приобрести пистолет (даже газовый, российское законодательство это разрешает) и с опытным инструктором за короткий срок научиться его применять.
Человек, длительное время занимающийся боевыми искусствами, несет в себе некий энергетический потенциал, если хотите — заряд. И именно от него (заряда) зависит то окружение, которое образуется вокруг нас. Все конфликты и стрессовые ситуации создаем мы сами, своим негативным состоянием и поведением.
Именно поэтому большинство традиционных систем направлены, в первую очередь, на формирование внутреннего мира человека, что заложено в правилах поведения (заповедях) Школ боевых искусств. Все зависит от того, как к ним относиться: как к формальности или как к неотъемлемой части традиции.
Формирование отношения зависит, в основном, от Учителя. Каждый интересующийся боевыми искусствами ищет нечто свое: один — наиболее эффективный технический арсенал и поединки, другой — способ оздоровления и лечения, третий — интересный способ времяпрепровождения. Но подходить к изучению боевых искусств только как к системе самообороны — неразумно и чересчур однобоко. Как сказал один из мастеров вьетнамской борьбы: «Боевое искусство без философии становится простым мордобоем».
Автор: Алексей Викторович Беляков
© 2014 - 2024 Центр «Пять Стихий» - Школа традиционного шаолиньского ушу в Москве · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено