+7(495) 545-48-26

г. Москва Костомаровский переулок д.3
Открыть меню

Шаолинь сяохунцюань

Хунцюань — «Красный кулак» — является одним из важнейших традиционных шаолиньских направлений. Поскольку хунцюань основан на характерной манере боя и тактике построения поединка, из этого комплекса вырос отдельный стиль — шаолинь хунцюань, — который сегодня практикуется в некоторых районах провинции Хэнань.

Название хунцюань, которое сегодня записывается двумя иероглифами — «красный кулак», — произошло от одного из тайных учений Шаолиньского монастыря. Во внутренней традиции первоначально это направление записывалось как «кулак Хуна», в память о лидере восстания Тайпинов Хун Сюйцюане (1814-1864), поднявшего восстание (1850-1864) против маньчжурской династии Цин и даже основавшего на время своё государство. Поскольку, как гласили многие предания, шаолиньские монахи участвовали в борьбе против маньчжуров за восстановление китайского правления, то и базовое направление своего стиля назвали в честь героя борьбы с маньчжурами. Однако, чтобы не раздражать официальные власти для внешнего мира стиль записывался иероглифами, похожими по звучанию — «красный кулак».

Долгое время именно хунцюань составлял костяк тренировок монахов, причём набор приёмов хунцюань в основном охватывал именно боевые методы ушу.

Под единым названием хунцюань скрывается целый этап освоения шаолиньской традиции, в том числе характерных приёмов, методов нападения и защиты, передвижений, заломов, захватов, бросков, освобождений от захватов и так далее. Таким образом, следует понимать, что под хунцюань подразумевается не только само таолу, но и определённый технический и тактический арсенал начального этапа обучения.

До сих пор тренировки по стилю шаолиньцюань начинаются с занятий хунцюань, что объясняется его удивительной продуманностью и поэтапностью, ведущей занимающегося от простейших навыков в передвижении и ударов до сложной энергетической работы и регуляции сознания. Хунцюань подразделяется на два больших направления: сяохунцюань (малый красный кулак) и дахунцюань (большой красный кулак). В свою очередь, сяохунцюань включает два комплекса (обычно изучается лишь первый), а дахунцюань — четыре комплекса, каждый из которых представляет новый этап в освоении стиля.

Сяохунцюань является базовым комплексом освоения шаолиньцюань, обычно именно с него следует начинать изучение всей традиции. Именно в комплексе сяохунцюань были собраны восемнадцать канонических форм Шаолиня — «18 рук архатов», — правда, в значительно модернизированном виде, и стали во времена настоятеля Фуюя (XIII в.) именоваться «18 материнских форм».

Сяохунцюань сравнительно прост и базируется на следующих характерных особенностях:

  • чёткая и простая линейная структура движений с часто повторяющимися одинаковыми связками, что облегчает изучение на базовом этапе;
  • большое количество ударов ладонями. в основном. двух типов: «толкающих» (туйчжан) и «пронзающих» (цзяочжан или цечжан) ударов пальцами в пах и горло, что отвечает тактике ведения боя в традиционном шаолиньцюань;
  • проработка базовых стоек и перемещений шагом и коротким прыжком;
  • отработка простейших связок «блок-удар с шагом вперёд» и «блок-удар с шагом назад».

Методика изучения сяохунцюань

На изучение всего комплекса отводится 32 часа чистого времени.
Комплекс сяохунцюань условно разбивается на три составные части (дорожки):

  • Первая дорожка (юйбейши — мабу даньбянь) — 12 часов;
  • Вторая дорожка (мабу даньбянь — мабу даньбянь) — 8 часов;
  • Третья дорожка (мабу даньбянь — цзошань) — 12 часов.

Для изучения сяохунцюань на каждой тренировке отводится один час времени, который делится следующим образом:

  • 15 минут — объяснение и показ новых элементов комплекса;
  • 45 минут — непосредственная отработка этих элементов.

Техника отработки комплекса

Первая дорожка

1. Юй бей ши (подготовительная позиция).
2. Хуй чжун бао юэ (поднести луну к груди).
3. Бай юнь гай дин (белое облако накрывает голову).
4. Шан бу туйчжан (шагнуть вперёд и ударить ладонью).
5. Бао шоу шу шень (обнять тело руками).
6. Шан бу туйчжан (шагнуть вперёд и ударить ладонью).
7. Чжуань лянь бань шоу (развернуться и ударить тыльной стороной ладони).
8. Шан бу туйчжан (шагнуть вперёд и ударить ладонью).
9. Чжуань лянь бэн туй (развернуться и ударить коленом).
10. Шан бу бай цзяо (шагнуть вперёд и ударить ногой наружу).
11. Ю се син (косой удар справа).
12. Бао шоу шу шень (обнять тело руками).
13. Чжентитуй (удар ногой).
14. Цзо се син (косой удар слева).
15. Ца шоу (смахивающие руки).
16. Ши цзы да чжан цзуй (лев раскрывает пасть).
17. Цзо ю юнь дин (облака, проходящие над головой).
18. Цисин (удар «большой медведицы»).
19. Дань бянь (удар одиночной плети).

Вторая дорожка

1. Бао шоу шу шень (обхватить тело руками).
2. Шан бу цяншоу (шагнуть вперёд и уколоть руками).
3. Лихэтуй (ударить ногой вовнутрь).
4. Хэнь цзяо чун цянь пао (топнуть ногой и ударить в небо).
5. Се цзы бай вэй (удар хвостом скорпиона).
6. Ши цзы да чжан цзуй (лев раскрывает пасть).
7. Шан бу туйчжан (шагнуть вперёд и ударить ладонью).
8. Цяншоу (уколоть руками).
9. Дуань чжан туй лян бу (поднести ладони и отступить два шага назад).
10. Чжуань лянь бань шоу (развернуться и ударить тыльной стороной ладони).
11. Шан бу туйчжан (шагнуть вперёд и ударить ладонью).
12. Чжуань лянь бэн туй (развернуться и ударить коленом).
13. Цай цзяо (ударить ногой с хлопком).
14. Юпань чжоу (ударить локтём вправо).
15. Бао шоу шу шень (обхватить тело руками).
16. Чжентитуй (ударить ногой).
17. Цзопань чжоу (ударить локтём влево).
18. Ца шоу (смахивающие руки).
19. Ши цзы да чжан цзуй (лев раскрывает пасть).
20. Цзо ю юнь дин (облака, проходящие над головой).
21. Цисин (удар большой медведицы).
22. Дань бянь (удар одиночной плетью).

Третья дорожка

1. Бао шоу шу шень (обхватить тело руками).
2. Шан бу цяншоу (шагнуть вперёд и уколоть руками).
3. Юцай цзяо (ударить правой ногой с хлопком).
4. Цзою сань туйчжан (нанести три удара ладонями).
5. Цзоцай цзяо (ударить левой ногой с хлопком).
6. Цзою сань туйчжан (нанести три удара ладонями).
7. Хай ти лао юэ (достать луну со дна моря).
8. Эху пу ши (голодный тигр бросается на добычу).
9. Хэн цзяо хай ди пао (топнуть ногой и ударить в дно моря).
10. Шан бу ян цюань (шагнуть вперёд и ударить вверх).
11. Цэ эр пао (ударить со стороны уха).
12. Мань ту тун (ударить в живот).
13. Бао шоу шу шень (обхватить тело руками).
14. Шан бу туйчжан (шагнуть вперёд и ударить ладонью).
15. Бань гэ юнь дин пин синь пао (пройти под облаком и ударить на уровне сердца).
16. Цзо шань (сесть на гору).
17. Шоу ши (заключительная позиция).

Последнее занятие по изучению дорожки комплекса отводится на проведение зачёта по данной дорожке.

По окончанию цикла боец должен сдать зачёт по сяохунцюань (для членов клуба обязательна двойная сдача зачёта: один раз в Москве и один раз в Шаолине).

В зачёт входит:

Выполнение комплекса два раза. Один раз медленно, второй раз в нормальном темпе. Особое внимание здесь следует обращать на:

  • чёткость стоек мабу, гунбу, кайлибу, чёткую фиксацию в каждой стойке после перехода;
  • одновременность выполнения приёма руками и прихода в стойку, сочетание импульса всего тела;
  • очевидность точки атаки или защиты.

Объяснить смысл трёх-четырёх основных приёмов или связок комплекса, показать их применение на партнёре.

© 2014 - 2018 Пять Стихий · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Яндекс.Метрика