+7(495) 545-48-26

г. Москва Складочная улица 1 стр.7
Открыть меню

Учитель десяти тысяч поколений


Его сердцевину составляет именно Конфуцианский (или как его ещё называют — синоиероглифический) культурный регион. И эти успехи обусловлены, в значительной степени, следованием принципам учения Конфуция.

Посвящается 2550-летию со дня рождения Конфуция
Начиная разговор

После того, как главный идеолог китайских реформ Дэн Сяопин провозгласил новый курс во внутренней и внешней политике, в континентальном Китае наметился возврат к традиционным ценностям, находившимся под гнётом официальной идеологии во время правления Мао Цзэдуна. С тех пор Китай достиг заметных результатов в вопросах экономического строительства и претендует на роль одной из ведущих мировых держав в 21 веке.

Так что же такого есть в учении Конфуция, что позволяет черпать вдохновение в нём для столь значительных свершений?

О Конфуции и его Учении написано много книг, отличающихся по степени проникновения вглубь предмета изучения. Из последних особо стоит отметить без преувеличения выдающуюся работу профессора Л. С. Переломова «Конфуций: «Лунь юй», вышедшую в свет в 1998 году и во многом подытоживающую кропотливую работу автора на протяжении всей его научной жизни по изучению наследия Учителя.

Во многом основываясь именно на этой работе, мы лишь попытаемся рассказать о главных событиях жизни «Учителя десяти тысяч поколений», как его называли потомки, об основных положениях и судьбе его учения. В биографии Конфуция есть ряд мест, которые ещё вызывают споры среди учёных. Наша задача в том, чтобы заинтересовать читателя, показать подлинное значение конфуцианства и его влияние на последующие поколения. Наш рассказ, надеемся, будет иметь продолжение, и позже мы, возможно, вернёмся к месту Учения Кун-цзы в современном мире. Заинтересовавшихся читателей, у которых возникнет желание познакомится с некоторыми подробностями и спорными моментами жизни Учителя, а также с текстом первоисточников, и прежде всего «Лунь юй», мы отсылаем к специальным работам и, конечно же, в первую очередь, к вышеупомянутой книге.

Конфуций: жизнь в поисках истины.
Явление миру

Кун-цзы — Учитель Кун (551-479 гг. до н.э.) известен более под латинизированной формой почётного прозвища Кун-фуцзы (наставник Кун) — Конфуций, получившей распространение на Западе. Конфуций происходил из древнего аристократического рода. Но фамильный иероглиф Кун появился не сразу. Сам же Конфуций был представителем пятого поколения рода Кун.

Его отец Шулян Хэ отличался смелостью и воинственностью, обладал недюжинной физической силой, о чём даже сохранился эпизод в трактате «Цзо чжуань», в котором говориться о том, как он смог удержать руками городские ворота, чтобы выпустить из города часть войска, в котором он служил, попавшую в ловушку при осаде города противника.

Конфуций был долгожданным ребёнком. Дело в том, что первая жена Шулян Хэ рожала ему только девочек. Будучи уже в возрасте он взял себе наложницу, чтобы она родила ему наследника. Но родившийся ребёнок был хромым и больным. Тогда Шулян Хэ решается на рискованный, с точки зрения существующей морали, шаг: он женится на девушке примерно семнадцатилетнего возраста, которую звали Янь Чжи, в то время, как самому Шулян Хэ было уже 66 лет. Здесь очевидна очень большая разница в возрасте, кроме того считалось неэтичным для мужчины вступать в брак после 64 лет.

Конфуций родился в пещере, которая находилась в большом холме примерно в тридцати километрах от города Цюйфу на территории, которой управлял Шулян Хэ. Это случилось во время совершения родителями Конфуция молебна в честь духа холма, обладающего по приданиям магической силой, на 22 году правления Сян-гуна — правителя царства Лу, т.е. в 551 г. до н.э., 27 августа по лунному календарю.

Новорожденный получил имя Цю («холм») и прозвище Чжунни («Второй с глинозёма»), т.к. он родился в пещере глинистого холма и был вторым сыном Шулян Хэ. Мальчик унаследовал родовую фамилию Кун.

«Обратить свои помыслы к учёбе»

Зёрна будущей приверженности Конфуция ритуалам и добродетельному поведению были заложены ещё в детстве его матерью, тщательно соблюдавшей траур по отцу мальчика, который умер, когда Конфуцию было всего 2 года и 3 месяца. Мать рассказывала ему также много семейных преданий, историй об основателях рода и известных личностях. Его мать сыграла определяющую роль и в формировании у своего сына основ, которые привели к созданию концепции почитания родителей. С раннего возраста Конфуций проявил знание церемоний и обострённое чувство справедливости.

Когда Конфуцию не исполнилось ещё и 17 лет, скончалась его мать. Конфуций был вынужден сам пробивать себе путь в жизнь, что было непросто в существующих условиях. Кроме того, его род не отличался богатством, хотя его отец принадлежал к низшей служилой аристократии ши. Этот статус перешёл и к Конфуцию. Но переселившись после смерти отца в город Цюйфу, они жили с матерью очень скромно, не имели слуг, и поэтому более богатые и знатные аристократические семьи не воспринимали всерьёз молодого Чжунни. Ему приходилось самому с раннего детства выполнять всю работу по дому. Смерть матери добавила забот.

Но семнадцатилетний юноша с достаточной лёгкостью переносил испытания судьбы, т.к. обладал большим умом, имел высокий рост и недюжинную физическую силу, был наделён разнообразными талантами и отменным здоровьем. Невзгоды лишь закаляли его характер и позволяли приобрести необходимый жизненный опыт. Юноша упорно занимался образованием, видя в нём основу своего будущего. Позже, он сам так скажет о себе: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учёбе» («Лунь юй» 2, 4).

Конфуций овладевает шестью видами искусств, знание которых было необходимо для занятия достойного места в тогдашнем китайском обществе, а именно: выполнение ритуалов, понимание музыки, стрельба из лука, управление колесницей, умение читать и знание счёта (математики на существующем тогда уровне знаний).

Несмотря на отсутствие богатства, Цю был сыном прославленного ши и матери из знатного столичного рода. Это, вместе с его личными качествами, привело к тому, что его стали замечать в аристократических кругах.

В 19 лет Конфуций жениться на девушке из семьи Ци царства Сун — земли его предков. Через год жена родила ему сына. Это будет единственный его сын. Чтобы прокормить семью Чжунни вынужден был искать достойную службу.

Его первой должностью была служба управляющим складами у влиятельного луского аристократа Цзи. Вторая его должность была связана с присмотром за скотом аристократа. Свою работу он выполнял добросовестно, но она не приносила ему удовлетворения. В тоже время он проявлял большой интерес к вопросам государственного устройства, не стеснялся задавать вопросы по интересующим его вопросам и всегда старался получить исчерпывающие ответы. Тогда ему уже было 25-27 лет.

В это время произошло знаменательное событие в жизни Конфуция — он был допущен к ритуалу торжественного жертвоприношения в главную кумирню царства Лу, где задавал вопросы по каждому совершаемому действию, чем немало изумил присутствующих, но именно этот метод обстоятельных расспросов стал впоследствии одним из основных приёмов обучения в его школе.

Конфуций хотел побывать в духовном и культурном центре периода Чуньцю — городе Лои (ныне город Лоян, провинция Хэнань), где находился правитель Чжоу. Но это было сделать непросто, т.к. Лои отстоял от Цюйфу далеко, а денег на дорогу у него не было. Однако, при помощи своих знатных учеников и их богатых родителей ему удалось осуществить своё желание. По преданию там он встретился с Лао-цзы. По возвращению Конфуция, число его учеников возросло.

В 29 лет Конфуций смог позволить себе обучение музыке у профессионала. Он хорошо выучился играть на цине и очень любил петь. Полученные в процессе обучения знания пригодились ему в дальнейшем, в том числе и в налаживании контактов с придворной аристократией. Прекрасное владение всеми «шести искусствами» позволяли надеяться Конфуцию на успешную чиновничью карьеру, на которую он тогда рассчитывал, и пригодились ему в педагогической деятельности.

«Встать на ноги»

К тридцати годам оформляются основные положения учения Конфуция, или как он сам сказал: «В тридцать лет встал на ноги» («Лунь юй» 2, 4). Вот краткая характеристика основных концепций будущего учения Кун-цзы:

  1. Жэнь («человеколюбие», «гуманность») и ли («этикет», «правила»). Причём ли выступает как высшее проявление жэнь. Эти понятия явились выражением взглядов Конфуция на социальное и государственное устройство.
  2. «Быть преданным сановником, почитать правителя». Эта концепция охватывала целый круг проблем государственного управления и взаимоотношений правителя и чиновничества.
  3. Чжун-юн («учение о середине» или «следование срединному пути»). Это положение должно было служить предостережением от впадения в крайности.
  4. Справедливость. Конфуций пытался соединить такие понятия как «справедливость» и «власть» и считал, что все вопросы должны решаться на основе принципа справедливости.
  5. «Искренне люби [наше] учение; стой насмерть, совершенствуя [наш] Дао-Путь»(«Лунь юй» 8, 13). Это высказывание выражает мнение Конфуция по вопросу отношения человека к той вере, которую он исповедует.
  6. Воля Неба. К этому периоду формируются его начальные представления о таком понятии как «Воля Неба», которые ещё недостаточно последовательно отражали его критику существовавшей тогда веры в духов.
  7. Как видно, эти концепции были связаны в основном с вопросами государственного управления. И это не случайно, т.к. в то время Китай представлял из себя скопление борющихся за гегемонию царств. Борьба шла не только за господство, но и за выживание. Ситуация внутри государств тоже была не спокойна. Каждый правитель был озабочен поиском наиболее приемлемых для себя решений в создавшейся ситуации.
  8. К 30 годам Кун-цзы уже имел собственную концепцию государственного устройства. Он начинает искать пути приложения своих знаний на практике. Он открывает частную школу. У него появляются ученики, которые будут сопровождать его всю жизнь. Одним из них был Цзы Лу.
  9. В 517 г. до н.э. в царстве Лу разгорелась аристократическая междоусобица. Правитель Лу Чжао-гун выступивший на одной из сторон потерпел поражение и, перестав контролировать ситуацию, счёл за благо бежать в соседнее царство Ци. В его свите оказался и тридцатипятилетний Конфуций, нежелавший оставаться в государстве, которое охватили беспорядки.
  10. Второй человек в Ци — Янь Ин произвёл на Конфуция глубокое впечатление, т.к. советник правителя Ци обладал рядом качеств, особо ценимых Кун-цзы: бескорыстность, честность, скромность, самостоятельность, порядочность, умение выдвигать способных людей. Именно образ Янь Ина во многом лежал в основе концепции цзюнь-цзы, особенно его приверженность принципу хэ («слияние противоположностей», «единство через разнообразие»). Единство-хэ достигается только путём сопоставления и приведения в состояние гармонии, сбалансированности самых разных мнений при выработке решения, равно как необходима сбалансированность компонентов при приготовлении пищи для получения наилучшего результата.
  11. Во время пребывания в Ци лусец искал встречи с Цзин-гуном и наконец ему удалось встретиться с циским правителем, хотя они встречались и раньше — во время визита Цзин-гуна в царство Лу. Правитель был очень удовлетворён беседой и полученными советами и решил выделить Конфуцию в кормление удел в Ниси. Мечты Кун-цзы о начале государственной службы в Ци вот-вот должны были сбыться, но против изменения устоявшегося порядка чужаком выступила местная аристократия и, в том числе, влиятельный Янь Ин.
  12. Таким образом, в царстве Ци Конфуций провёл два года, и в 515 г. был вынужден вернуться в Лу. Начинается новый этап его жизни, длившийся 14 лет. Обстановка в Лу по его возвращению всё ещё оставалась сложной. Противоборствующие аристократы пытались привлечь известного своими незаурядными способностями учёного к себе на службу. Но он отклоняет все их попытки, т.к. считал, что они нарушили своим поведением основополагающие принципы, которых придерживался Конфуций.
  13. При этом, он проверил честность и приверженность его учению своих учеников. Цзы Лу, не побоявшись гнева учителя, мягко отговаривал его от службы у нарушающих установленные законы «князьков». Учителю даже пришлось оправдываться. Но парадоксальность некоторых поступков Кун-цзы не случайна, т.к. он хотел увидеть реакцию своих учеников на то или иное событие, не торопился отвечать на вопросы, желая чтобы его последователи сами находили решение проблем, вырабатывали самостоятельность мышления и поступков, двигаясь к подлинной мудрости. Конфуций всегда был готов исправить свою ошибку, если на неё справедливо указывал ученик. И это качество действительно можно назвать достойным мудреца.
«Освободиться от сомнений»

Отказавшись от службы, Кун-цзы вплотную занялся редактированием древних книг и обучением своих последователей. Социальный состав учеников был очень пёстрым, равно как и круг обсуждаемых с ними вопросов. Занятия проходили в форме свободного обсуждения какой-либо темы, с целью максимальной активизации мышления учеников. Конфуций считал, что «в обучении не может быть различий по происхождению» («Лунь юй», 15, 39). «Три связки сушёного мяса» — такова была плата за занятия, причём тех, кто не мог заплатить даже этого, но проявлял способности и желание учиться принимали «просто так».

В школе Конфуция преподавалось искусство государственного управления, но Учитель говорил ученикам, что их главным желанием должна стать не жажда собственного благополучия, а забота о людях. Конфуций в беседах с учениками даёт понять им, что чиновник должен быть внутренне свободным, не должен соглашаться с нарушением основ государственного управления, бояться отставки, а должен в этом «вынужденном отшельничестве» и общении с природой черпать силы для своей дальнейшей деятельности и возвращения на службу.

«Познать волю Неба»

В ответах своим ученикам просматривается отчаяние Конфуция получить должность и готовность отказаться от своей давнишней мечты реализовать себя на государственной службе. Однако, всё сложилось иначе и в 501 г. до н.э. он был назначен луским правителем Дин-гуном на должность управляющего уездом Чжунду. Он пробыл на этом посту всего год, но под его управлением уезд достиг значительных успехов.

Вторым его назначением была должностью сяо-сыкуна. Занимающие должности сыкунов ведали в царстве Лу общественными работами. Можно сказать, что эта должность что-то вроде помощника начальника управления. На этом посту Конфуций провёл реформу налогообложения, установив сбор налогов в зависимости от качества земли.

В 500 г. до н.э. в возрасте 52 лет Конфуций был назначен на должность да-сыкоу — один из высших постов в центральном аппарате государства Лу. Здесь можно говорить о функциях главного прокурора, т.к. в его ведении оказались все уголовные дела и политические преступления. Но он выполнял ещё более широкий круг обязанностей, являясь ближайшим политическим советником луского царя. Это была вершина его карьеры в качестве государственного чиновника. На этой должности он пробыл почти три года.

Успешные действия Конфуция на этом посту, в том числе и при проведении переговоров с правителем царства Ци, способствовали росту авторитета Кун-цзы и в возрасте 54 лет он становится третьим лицом в государстве после царя Дин-гуна и влиятельнейшего аристократа и его старого знакомого Цзи Хуаньцзы, сосредоточившего в своих руках многие рычаги власти. Наконец-то мечта Конфуция сбылась — он стал крупным политическим деятелем, да и возраст располагал к масштабным политическим акциям, т.к. власть царя была не прочной и в царстве заправляли три могущественные фамилии. Цзи была самой влиятельной, но другие не желали мириться с этим, что вызывало нестабильность ситуации.

У Конфуция созревает план укрепления политической власти в его государстве. Об этом он часто беседовал со своими многочисленными учениками. Он считал, что во главе государства должен находиться могущественный и всесильный правитель, которому все должны преданно служить независимо от ранга. При царе должен находиться цзюнь-цзы — благородный муж, который бы помогал ему управлять государством и следил за соблюдением чиновниками установленных норм поведения и их преданностью в служении государю. В его обязанности также входило прямое указание на недостатки, а также смещение с постов и наказания.

Но для осуществления своих планов Конфуций выжидал подходящее время, желая сыграть на противоречиях в среде аристократов. Благо, что доверие Цзи Хуаньцзы к Кун-цзы возросло настолько, что первый даже на срок порядка трёх месяцев передал ему часть полномочий и они работали на равных. Но несмотря на одобрение Дин-гуна и Цзи Хуаньцзы, Конфуцию не удалось до конца провести акцию, направленную на ослабление аристократических родов и укрепление центральной власти в Лу.

Но Кун-цзы смог проявить в этой ситуации такие черты своего характера, как сдержанность, умение политического манёвра, мужество. А то, что он привлёк для реализации своих планов способного ученика Цзы Лу, показало его и как умелого воспитателя, предоставившего ученику на практике осуществить теоретические выкладки учителя и полученные знания. Однако то, что Конфуцию не удалось до конца притворить свои планы, не способствовало росту симпатий к нему.

Но Кун-цзы продолжал сохранять свои позиции и пытался ввести в государстве правление, основанное на строгом соблюдении ли — правил, на которых строились все отношения в обществе. Конфуций также призывает к соблюдению сяо — принципа, в основе которого лежит сыновняя почтительность и, в более широком смысле, уважение к старшим. За время его участия в управлении царством происходят существенные изменения: была упорядочена ценовая политика — торговцы уже не решались завышать цены; потерявший что-нибудь на улице мог вернуться через время на это место и найти свою пропажу нетронутой и т.п.

Верхушка соседнего царства Ци боялась чрезмерного усиления царства Лу, в котором в делах управления участвовал столь мудрый муж. Поэтому правитель Ци послал в подарок правителю Лу восемьдесят красивейших девушек, прошедших специальное обучение. Это был уже не первый случай в Китае, когда женщины преподносились в дар с целью ослабления государства. Увидев девушек, правитель Лу Дин-гун и второй человек в царстве Цзи Хуаньцзы не смогли остаться равнодушными. Они приняли подарок. Но пока рядом находился моралист Конфуций они не могли в полной мере насладиться этим подношением. Тогда у них возникает план спровоцировать добровольную отставку Кун-цзы. Возможно, это им нашептали и девицы, которых учили не только танцам. Добровольно уйти со своего поста Конфуция могло заставить, пожалуй, только грубое попрание освящённых традицией правил поведения, выражающихся в следовании ритуалу ли. Что и было сделано во время ежегодной торжественной церемонии жертвоприношения в храме Земли и Неба. Жертвенное мясо должно было раздаваться сановникам как символ их сопричастности деяниям правителя и доверия к ним, но никто из них не получил его. Конфуций в знак протеста уходит со службы и оставляет столицу Лу.

Конфуций хотел реализовать на практике свои представлении об идеальном устройстве государства и управлении им, поэтому он отправляется в странствие по царствам. Это было в 497 г. до н.э., когда Кун-цзы исполнилось 55 лет. Он отправляется в западном направлении в царство Вэй. Вместе с ним царство Лу покидают несколько десятков учеников. Во время одного из диалогов в пути Кун-цзы высказывает мысль, позже сформулированную в виде устойчивого принципа сянь фу хоу цзяо — сначала обогатить народ, а потом воспитывать.

Прибыв в Вэй Кун-цзы поселился в доме Ян Чжоцзоу — известного сановника дафу, старшего брата жены ученика Конфуция Цзы Лу. Будучи наслышанными о его делах в Лу, Кун-цзы приняли с большим почётом. Не занимая официально никакой должности, он всё же стал получать высокое жалование. Но не понимая причин ухода Учителя из Лу, вэйский правитель Лин-гун приставил для наблюдений за ним двух дафу. Конфуций подумал, что его могут обвинить в чём-нибудь и решил покинуть столицу Вэй, пробыв там всего 10 месяцев.

Кун-цзы направляется с учениками в царство Чэнь. На его пути лежала местность Куан, где его спутали с луским Янь Ху, не раз беспокоившим жителей этой местности. Кун-цзы задержали. Состоялся диалог, в котором Конфуций произносит слова, из которых можно понять, что уже тогда он считал себя наследником древних мудрецов и рассчитывал на право общения с Небом и его покровительство.

После этого, он планировал посетить соседнее могущественное царство Цзинь, но услышав о казни двух учёных в этом царстве, решил вернуться в Вэй, где и прожил последующие три года. Эти годы были неудачными. Его хотя и приняли с почестями, однако не предоставили никакой должности. К нему обращались за советами по самым разным вопросам, но государственный пост по-прежнему не предлагали. И вот после того, как к нему обратились в очередной раз с целью вовлечь в политическую борьбу и он вежливо отказался, правитель Лин-гун демонстративно перестал замечать Конфуция. Учитель понял, что настало время двигаться дальше.

«Отличать правду от неправды»

Вскоре Лин-гун умирает и в царстве разгорается борьба среди наследников за трон. Кун-цзы во второй раз оставляет погрузившееся в беспорядки царство. Но он не оставляет надежду на реализацию своих замыслов в отношении идеального государственного устройства и направляется с учениками на юго-восток. Это случилось в 492 г. до н.э., когда ему было 60 лет.

Сначала он направляется в царство Сун, но после того, как его попытался убить один вельможа в ответ на критику сооружения слишком дорогой гробницы, Кун-цзы направляется в Чжэн, но там его не приняли и он прибывает в Чэнь, где прожил три года. Он познакомился с правителем Минь-гуном, но никаких значимых постов не занимал.

В конце срока его пребывания в Чэнь на это государство напало царство У. Кун-цзы покидает Чэнь с тем, чтобы направиться на юг. Путь их был нелёгким. Был эпизод, когда у них не было продовольствия и они вынуждены были голодать. В это время Конфуций беседует со своими учениками, пытаясь понять насколько глубоко они усвоили его учение и чем могут объяснить возникшие трудности.

Именно в этих беседах выясняется смысл понятия «Единое», которое употреблял Кун-цзы. Приведём выдержку из Лунь юя (4, 15): «Учитель сказал: «Шэнь! Мой Дао-Путь пронизан Единым». «Единое»(и) включает в себя четыре понятия — критерия поведения личности: чжун, шу, жэнь, и. Первые два понятия стали ключевыми для конфуцианской морали. Чжун включает в себя понятия «верность», «честность», «преданность», «лояльность». Шу означает «великодушие», «снисхождение», «забота о людях», «сострадание». Эти понятия лежат в основе реализации двух других категорий жэнь («человеколюбие») и и («справедливость»). Эти четыре понятия проходят красной линией через всё учение Конфуция, действительно «пронзая» его «Единым».

Это выражения настолько прочно вошло в духовную жизнь Китая, что сейчас даже существует тайное общество названное также, как и звучит часть высказывания Кун-цзы — «И гуань дао» («Путь, пронизанный Единым»).

Концепция «Единого» очень важна, т.к. она придаёт учению Конфуция завершённость. Именно осознание этой целостности позволило Кун-цзы достойно перенести испытания.

После того, как Конфуций и его спутники получили продовольствие, они продолжили движение на юг. В уделе Цай он встречается с его владетелем Шэ-гуном (Шэнь Чжуляном). Это произошло в 489 г. до н.э., когда Кун-цзы было 63 года. Кун-цзы даёт ответы на вопросы Шэ-гуна, и тот очень заинтересовался личностью Учителя, о чём и спросил у его ученика Цзы Лу. Цзы Лу не ответил прямо, но передал беседу своему учителю, и тогда Конфуций сделал высказывание, позволяющее увидеть его самооценку в тот момент: «Он из тех, кто, преисполнившись решимости, не помнит о еде, в радости забывает о печали и не думает о грядущей старости». Наиболее авторитетные комментаторы придерживаются мнения о том, что здесь речь идёт именно об учёбе, о том, что Конфуций был готов учиться везде, всегда и у всех, кто мог его научить чему-то такому, чего он не знал.

После беседы с Шэ-гуном Конфуций и его спутники не стали далее углубляться в царство Чу, а вернулись в Вэй. Это произошло в 488 г. до н.э. Конфуций прожил там 5 лет до 68-летнего возраста. Этот период его жизни прошёл под знаком концепции чжэн мин («упорядочение названий»). Её можно объяснить в общем тем, что в делах управления государством и взаимоотношениях между людьми слова не должны расходиться с делом. Эта концепция оказывает своё влияние и в современном Китае, например в политических кампаниях внутри КПК.

Это понятие занимает очень важное место в учении Конфуция. Значение этой концепции Кун-цзы демонстрировал прежде всего своими поступками. После смерти вэйского царя Лин-гуна, трон занял его внук, принявший титул Чу-гун в обход своего отца, нарушив таким образом принцип престолонаследия. Между ним и его отцом, находившимся в изгнании, разгорелась борьба. Для укрепления своей власти он приглашал на службу способных советников из других царств. Немало учеников Конфуция получили у Чу-гуна значительные должности и были довольны этим. Они также хотели пригласить на службу и Учителя. Чу-гун также хотел этого, дабы освятить своё правление, но не решался сделать это напрямую. Тогда он послал к нему Цзы Лу с обещанием самого высокого поста. Но Конфуций отказался, дав понять, что для цзюнь-цзы («благородного мужа», «совершенного человека») принципы дороже самой высокой должности, т.к. он не хотел служить тому, кто незаконно занимает трон. Этим он преподал всем хороший урок настоящего мужества. После этого он в течение 5 лет вплотную занимался преподаванием и изучением литературы.

В это самое время в его родном царстве Лу жизнь не стояла на месте. Его ученики раскрывая свои таланты и реализуя полученные от Учителя знания, блестяще проявляли себя на поприще чиновничьей службы. Особенно отличился Жань Ю, служивший в патронимии Цзи. В 484 г. до н.э. войска под его руководством одержали блестящую победу над войсками Ци, в то время как войска остальных патронимий отступили. Глава клана Цзи Канцзи поинтересовался — где изучал военное искусство Жань Ю, и Жань Ю смекнул, что настало время отблагодарить учителя. Он сказал, что изучал воинское искусство у Кун-цзы и описал его как человека выдающихся свойств. Вскоре представители Цзи были уже в Вэй, и Конфуций в торжественной обстановке возвращался на родину.

Но за год до его возвращения, в Вэй у Кун-цзы умерла жена Ци Гуань, происходившая из царства Сун. О ней известно очень мало. Можно отметить лишь, что Конфуций тяжело переживал смерть супруги.

За время своих странствий Кун-цзы испытал ещё одну потерю — он понял, что построение идеального государства вряд ли возможно. И причиной тому во всех царствах было чиновничество, которое завидовало удачливому чужаку и рано или поздно начинало плести интриги. Причём даже чиновники соседних государств, боявшиеся усиления того царства, где он находился. Многие также боялись потерять свои места, часто занимаемые не по праву, т.к. Конфуций выдвинул концепцию чжэн мин, в соответствии с которой каждый должен был занимать своё место.

Кун-цзы понимает, чтобы реализовать его планы сначала нужно изменить людей, обучить их правилам поведения, а это требует времени. А в то время Конфуций не хотел поступаться принципами и решил после смерти жены оставить надежды на службу и посвятить остаток жизни на родине изучению и редактированию древних книг и своим ученикам.

Однако слава Кун-цзы опережала его. На родине он имеет беседы с луским Ай-гуном и Цзи Канцзи об искусстве управления. В этих беседах из слов Учителя можно понять, что он уделял главное место в решении всех вопросов самому человеку. Если хочешь что-то сделать — будь сам примером. Корень проблем внутри тебя. Особо это уместно в отношении правителя и его окружения. Нужно делами соответствовать занимаемому тобой месту.

Хотя Конфуция выслушали с большим вниманием, его советы не были реализованы, как обычно бывало и раньше. Да Кун-цзы уже и не рассчитывал на это, а погрузился в занятия с учениками, чтобы успеть передать им накопленный опыт.

«Следовать желаниям сердца и не переступать меры»

В последние 5 лет жизни он особенно напряжённо работал: преподавал в своей школе, составлял учебники. Отредактированные им книги без промедления вводились в процесс обучения. Он вводит новый принцип набора в свою частную школу, о котором мы упоминали выше, а именно: «в обучении не может быть различий по происхождению» («Лунь юй», 15, 39). До этого школы были преимущественно государственными и в них обучались отпрыски аристократических родов. Плата за обучение была символическая — «связка сушёного мяса», поскольку Учителю тоже надо было чем-то питаться.

В источниках указывается, что к нему шли со всех сторон, и количество учеников достигало трёх тысяч. Но тех, кто проник в тайны шести искусств, о которых мы уже говорили, было 72. Хотя в источниках встречаются цифры 70, 77, 80. Ученики были не только из Лу, но и из других царств. Попадались среди них и весьма состоятельные люди, аристократы. Разброс в возрасте учеников было порядка 50 лет. Так Гунсунь Лун по прозвищу Цзы Ши был моложе учителя на 53 года, а Цинь Шан был младше Кун-цзы всего на 4 года. Оба они были из далёкого царства Чу.

Не смотря на обширность тематики бесед Конфуция с учениками, источники доносят их основные темы. Приведём отрывок из «Ши цзи» («Исторических записок») Сыма Цяня в переводе Вяткина (т.6, стр.146): «Конфуций учил четырём вещам: вэнь (письменным памятникам), син (действиям в жизни), чжун (преданности учению) и синь (правдивости). Он предлагал покончить с и (предвзятостью), с би (непререкаемостью), с гу (упрямством) и с во (самомнением). Он учил быть внимательным к чжай (соблюдению поста), к чжань (военным делам), к цзи (эпидемиям). Учитель редко говорил о ли (выгоде), о мин (судьбе), о жэнь (человеколюбии). Конфуций толковал: „Тем, кто сердцем не проникся и не готов к познанию, я не раскрываю [сути моего учения]. Когда я раскрываю суть предмета, то у меня нет необходимости обращаться к сопутствующим сторонам [этого же вопроса] и у меня нет желания быть многословным“».

Постигать учение Конфуция было нелегко, т.к. он постоянно оперировал разными понятиями, вводил новые толкования. Но он старался в целях лучшего усвоения разнообразить подачу материала. Часто обучение происходило в виде рассказа разных историй, притч, парадоксальных вопросов. Он не торопился давать ответы, а заставлял учеников самим давать трактовки пройденного материала, не перебивал их, а лишь в конце высказывал свою мысль. Часто приводил наглядные примеры, чтобы облегчить восприятие тем, кому оно давалось особенно трудно.

Однако далеко не все, кто прошёл через школу, достигли заметных успехов, не все могли применить полученные знания на практике. В «Лунь юе» указывается лишь 10 учеников, удостоившихся высших оценок в различных аспектах полученных знаний.

Взявшись за составление учебных пособий, Конфуций начал с истории. Именно от него берёт начало традиция апеллировать к древности (гу) в поисках ответа и прецедента в решении спорных вопросов. Кун-цзы говорил: «Я передаю, но не творю». На истории воспитывалась любовь к своему прошлому, к родине.

Следуя историческим записям, он составил свой первый исторический труд — летопись «Чунь цю» («Вёсны и осени»). Затем он продолжает работу над книгами, отражающими культурное наследие древних китайцев: «И цзин»(«Канон перемен»), «Ли цзи»(«Записки о ритуалах (правилах)»), «Ши цзин» («Книга песен»), «Шу цзин» («Книга преданий») и «Юэ цзин» («Канон музыки»). Эти книги известны как «Лю цзин» («Шесть канонов»). И хотя последнее произведение было утеряно, остальные пять дошли до наших дней. По поводу авторства этих произведений нет однозначного мнения, но скорее всего, они прошли редактуру Конфуция, хотя и не являются, за исключением «Чунь цю», его собственными произведениями.

Занятия в школе, обогащённые новыми трудами Кун-цзы, становились всё интенсивнее. Авторитет Учителя стремительно рос. Он удостоился титула го-лао («почтенный старец государства»), которого до него никто не имел. Хотя Кун-цзы старался держаться мужественно и много работать, но возраст давал знать своё, здоровье его ухудшалось. В 482 г. до н.э. ему исполнилось 70 лет. Именно в это время в беседах с учениками он осмысливает свой путь: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учёбе. В тридцать лет встал на ноги. В сорок освободился от сомнений. В пятьдесят познал волю неба. В шестьдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят стал следовать желаниям сердца и не переступал меры» (в переводе Л. С. Переломова. Конфуций: Лунь юй, с. 307).

В этом же году умер единственный сын Кун-цзы Кун Ли в возрасте пятидесяти лет. Тяжело переживая утрату, Учитель утешал себя только мыслями о том, что его род продолжит оставшийся внук Цзи.

Покинув мир, остаться на века

Но удар следует за ударом. В 481 г. до н.э. умирает любимый ученик Конфуция Янь Хуэй. На следующий год умирает Цзы Лу. Всё это ускорило смерть Конфуция и он скончался в 479 г. до н.э. (на 16-м году правления Ай-гуна) , пролежав не вставая с постели семь дней, на 73 году своей жизни. Учителя хоронила вся столица, а прощальное слово произнёс сам Ай-гун — правитель Лу. Держали слово и его ученики. Верные правилам «сыновней почтительности» (сяо) они соблюдали траур по учителю три года, выполняя все необходимые ритуалы, живя при этом в построенной ими недалеко от могилы учителя хижине. А Цзы Гун, произнёсший на похоронах своего учителя не явно, но всё же обвинительную речь в адрес Ай-гуна, не сумевшего при жизни Кун-цзы достойно использовать его учение и потому занимающего своё место не по праву, провёл у могилы Конфуция даже шесть лет — в два раза больше, чем полагалось по ритуалу, выполняя при этом все траурные церемонии.

Впоследствии был сооружён храм Конфуция, где были собраны личные вещи Учителя, а его могила стала местом всеобщего паломничества. С династии Хань ( с 3 в. до н.э.) храм Кун-цзы стал объектом поклонения императоров и высших сановников, одним из самым священных мест на территории Китая.

Жертвоприношения Кун-цзы были официально отменены только в 1928 г. Тогда же и «Лунь юй», до того момента остававшийся наиболее изучаемым и почитаемым произведением, которое должны были знать все мало-мальски образованные люди, был исключён из списка обязательной для изучения литературы. Но политические игры ни тогда, ни в последующем не смогли вытравить из жизни китайцев подлинный дух учения Конфуция, и результаты влияния его учения на сегодняшнюю жизнь мы можем видеть и в стремительно обновляющемся Китае, и в успехах других стран, где чтут наследие «Учителя десяти тысяч поколений».

Автор: Алексей Савин, историк-востоковед

Официальные группы в соцсетях

© 2014 - 2024 Центр «Пять Стихий» - Школа традиционного шаолиньского ушу в Москве · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Яндекс.Метрика

Открыть чат
Клуб "Пять Стихий"
Здравствуйте! Хотите записаться на пробное занятие или есть вопросы? - напишите в чат!