Носители шаолиньского учения после Ши Дэцяня: кто продолжит традицию?

Безусловно, столь же масштабной личности, каким был Ши Дэцянь, сегодня нет — ее нельзя назначить, ее нельзя даже специально воспитать. Ее создает сама традиция и очень важно, чтобы такой мастер был признан всеми другими мастерами шаолиньского ушу, равными ему как по знаниям, так и по авторитету. Дэцянь был именно таким — его статус великого мастера и наставника был признан всеми. И в данном случае формальные звания и должности, которых у Дэцяня было немало, отходят на второй план.

Он обучал многих, никогда не отказывал в наставлениях, всегда был приветлив и поддерживал стремление постичь шаолиньское искусство. Но при этом секреты открывал немногим — в этом плане был чрезвычайно традиционен. И поэтому хотя сегодня очень многие могу сказать, что «обучались у Дэцяня» или в «школе Дэцяня», крайне небольшое число из них могут назвать себя прямыми последователями или, говоря традиционным языком, «учениками внутренних покоев» (нэйши туди).

Его прямые ученики занесены в летопись «хроники монахов бойцов Шаолиньского монастыря».

Сам Дэцянь, также занимающий почетное место среди «Выдающихся шаолиньских наставников», принадлежал к 31-му поколению шаолиньских монахов. Сам он был прямым учеником Суси, которого последний великий старший монах Шаолиньсы всегда называл «лучшим и ближайшим последователем». Общая линия школы такова (здесь даны лишь мастера приблизительно с XVI в): Цинхуэй — Цзиньгуй — Чжэньли — Жугуй — Хайчжу — Кэнхэн — Шупань — Цзиньчжи — настоятель Чжэньсюй (1893—1955) —старший монах Суси (1926- 2006) — Дэцянь (1939—2008). Вся линия этой традиции (если не считать легендарных мастеров) восходит к XIV в. Именно эта линия мастеров именуется как в шаолиньских, так и в официальных императорских хрониках «Истинный путь патриархов и учителей» (цзун ши чжэндао), чтобы отделить ее от множества других боковых ответвлений шаолиньской традиции. Впервые это выражение встречается в трактате, составленном императорским чиновником Сюй Цзюминем, жившим в Шаолиньсы и составившем в 15 году правления под девизом Ваньли (т. е. в 1588 г.) тщательно выверенные хроники поколения монахов монастыря.

Таким образом Дэцянь представлял собой прямого последователя той линии шаолиньского ушу, которая непосредственно восходит к старым традициям и мастерам. Именно поэтому она и зовется «чжэньцзун шаолинь ушу» — «шаолиньское ушу истинной школы» или «лаоцзя шаолинь» — «старая школа Шаолиня». Она основывается на нескольких важнейших моментах:

  • строгое следование традиционным принципам жизни, методам тренировки и воспитания бойцов, отказ от попыток модифицировать методики физической и духовной подготовки (при этом вполне допускается новаторство в области техники, если оно не затрагивает традиционные таолу);
  • отказ от массового распространения шаолиньского искусства, запрет на преподавание «тайных техник» внешним людям («учение не передается вовне» — «цзяо бу вайчуань»), отказ от показательных аспектов и массовой пропаганды шаолиньского искусства. При этом — готовность наставлять любого, в ком есть желание, терпения и готовность следовать традициям;
  • изучение шаолиньской традиции исключительно на основе прямой передачи от учителя к ученику и на основе «старых заповедей ударной техники» — «лаоцзя чуйпу»;
  • нескольких компонентов в обучении: духовной традиции, боевой технике, медицине и оздоровлению и «гражданским наукам», в том числе правила боевой морали;
  • соблюдение принципа единой школы, единого учителя, единой традиции и единых правил поведения, а также соблюдения традиционных запретов и тайны шаолиньской техники высшего посвящения.

Кто же сегодня является прямым продолжателем традиции, которую в течение десятилетий представлял сначала Ши Суси, а затем Ши Дэцянь. Прежде всего, это несколько людей, представляющих 31-е и 32-е поколения шаолиньских последователей, обучавшихся либо у Суси, либо у Дэцяня, либо у них обоих. Таких людей, тесно связанных между собой как единой традицией, так и тесной дружбой несколько. Здесь мы перечислим лишь самых основных, а при случае мы расскажем о них и других прямых последователях подробнее.

Ши Дэян

Ши Дэян (мирское имя Ши Фанфэн), родился в 1967 году в провинции Хэнань, в уезде Тайкан. Именно Дэцянь подвиг его на оставление семьи и уход в монахи, привел его в Шаолиньсы, где он получил посвящение от старшего монаха Ши Суси. Дэян обучался технике шаолиньского ушу непосредственно у Суси, именно он передал ему традиционные формы лоханьцюань, дахунцюань, бой с шаолиньским шестом и другие формы. В начале 90-х Дэянявлялся старшим тренером в Академии ушу монастыря Шаолинь, которой руководил Дэцянь. В настоящий момент Дэян является старшим тренером группы монахов-бойцов шаолиньского монастыря, а также заместителем председателя исследовательского общества шаолиньцюань. Дэян является монахом Шаолиньсы и живет в монастыре. Число его прямых последователей крайне невелико.

Ши Дэсян (мирское имя Ван Лэ), родился в 1962 году в провинции Хэбэй. Сегодня является старшим монахом (чжучи) Шаолиньсы в городе Маньчэн в провинции Хэбэй, а также ректором Института боевых и гражданских наук маньчэнского Шаолиньсы, ректором Маньчэнского филиала Междунарлной Академии ушу Шаолиньского монастыря. Начал свое обучение шаолиньцюань под руководством своего отца, который передал ему семейную традицию о том, что в 1724 году прямой родственник семьи Ван Пинсэн обучался в Шаолиньсы под руководством великого монаха Хайхэна, а затем был назначен старшим наставником Шаолиньсы. В 1970 году пришел в Шаолиньсы, где получил посвящение от Ши Суси. В 1990 году вернулся в родной город Маньчэн, где по благословению Суси начал строительство монастыря, тогда названного «Северным Шаолиньсы» (Бэй Шаолиньсы) Ши Дэсян под руководством отца изучал редкие техники, которые сегодня в самом Шаолиньсы оказались утраченными, например, хэйхуцюань (кулак черного тигра), а также традиционные техники дахунцюань, шаолинь чанцюань, люхэцюань, даомоцзянь, технику шаолиньских захватов (циньна) и многое другое. Дэцянь передал ему технику ицзиньцзин и других форм шаолиньского цигун. Вместе с Дэцянем они опубликовали несколько трактатов по традиционным формам шаолиньцюань. Дэсян является одним из вице-президентов Международной Федерации Шаолиньского ушу.

Ши Синцзюнь

Ши Синцзюнь (мирское имя Чэнь Цзюнькай), родился в 1975 году в провинции Хэнань. В 1989 году поселился в Шаолиньсы, где его учителем стал Ши Дэцянь. У Дэцяня Синцзюнь изучал шаолиньский цигун (в частности, ицзинцзинь и бадуаньцзинь), а у Дэяна — технику шаолиньского ушу. Духовные наставления получал непосредственно от Ши Суси. Обладает уникальными способностями помнить десятки различных таолу в их традиционной форме, поэтом считается одним из самых достоверных носителей шаолиньского ушу.

Один из самых блестящих мастеров жесткого шаолиньского цигун. Когда в 1999 году в уезде Путянь на месте южного Шаолиньского монастыря была воссоздана команда монахов-бойцов, именно Синцзюнь был назначен ее старшим тренером, руководил ими до 2001 году, поэтому сегодня южные шаолиньские монахи-бойцы занимаются каноническими формами северного Шаолиньсы.

Долгое время являлся старшим тренером и проректором международной академии шаолиньского ушу. Неоднократно выезжал в Россию и готовил российских шаолиньских бойцов.

Ши Синъин

Ши Синъин (мирское имя А. Маслов), родился в 1964 году в Москве, стал первым зарубежным учеником Ши Дэцяня, прошедшим полное шаолиньское посвящение. Пришел в Шаолиньсы к Ши Дэцяню в 1994 году и обучался у него, а также у Ши Синцзюня и Ши Дэяна в течение многих лет. Личные духовные наставления получал у Ши Суси. По благословению Ши Суси и Ши Дэяня начал работу по созданию сети шаолиньских школ за рубежом.

В настоящее время является первым вице-президентом Международной федерации шаолиньского ушу и президентом Федерации Шаолиньского ушу (Россия).

После ухода Ши Дэцяня именно ему супругой Учителя Ши Дэянь были переданы личные четки Учителя как знак официальной передачи школы. Когда-то эти четки преподнес Учителю российский собрат Ши Синпин, и Ши Дэцянь носил их в течение многих лет. Четки будут помещены в алтарь памяти учителя, официальным хранителем которого является Ши Синпин.

Прямыми учениками Дэцяня, которые в течение долгого времени получали от него наставления, жили вместе с Учителем и даже выступали за команду Академии ушу Шаолиньского монастыря являются Ши Синган (Е. Чертовских), Ши Синсинь (Ю. Момотов),Ши Синпин (С. Кузнецов).

Ши Синган

Ши Синган (Е. Чертовских) — вице-президент Международной федерации шаолиньских боевых искусств (российское отделение), генеральный секретарь Федерации шаолиньских боевых искусств России, генеральный секретарь Московской генеральной федерации традиционного ушу «Цзинъу», генеральный секретарь Российского отделения Международной федерации ушу/кунгфу IKFF.

Окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. 22 года службы в Вооруженных Силах СССР и России, принимал участие в боевых действиях в Республике Афганистан, награжден боевыми орденами «Красной Звезды» и «За Службу Родине в ВС 3 степени».

Обладатель шестой степени по шаолиньцюань, призер Чемпионата Мира «Цзинъу» 1994 года, руководитель сборных команд России по традиционному ушу — призеров 1994 года в Путиань (КНР), 1994 года в Шанхае (КНР), 1998 года в Ипо (Малайзия).

Ши Синсин

Ши Синсинь (Ю. Момотов) — президент Московской федерации шаолиньских боевых искусств (МФШБИ), руководитель клуба «Пять стихий». Чемпион мира 2006 года по традиционному ушу в дисциплине шаолиньцюань. Член международного зала славы мастеров боевых искусств. Мастер года 2007.

Боевыми искуствами занимается с 1977 года; ушу начал заниматься в 1987 году под руководством Г. С. Магомаева. В 1989 году получил степень инструктора на Первом всесоюзном семинаре инструкторов ушу. В этом же году создал клуб «Пять стихий», который в 1996 году вошел в состав ФШБИ России. В период с 1989 по 1992 г. г. входил в состав Президиума федерации ушу СССР. С 1996 г. является учеником преподобного Дэцяня. Посвященный послушник монастыря Шаолинь. Монашеское имя Shi Xingxin (32 поколение шаолиньских монахов). С 2002 года — Президент Московской федерации шаолиньских боевых искусств (МФШБИ). Чемпион мира 2006 г. по традиционному ушу в дисциплине шаолиньцюань. В 2007 году вошёл в зал славы мастеров боевых искусств. Был удостоен звания «Мастер года».

Ши Синпин

Ши Синпин (С. Кузнецов), 1968 года рождения, образование — высшее педагогическое. Стаж занятий ушу с 1976 года. Начинал изучение боевых искусств в 8 лет под руководством своего старшего брата Юрия Кузнецова, позже посчастливилось заниматься ушу у Г. С. Магомаева (Дагестан), затем у мастера Юнь Цзи Да (Китай), профессора А. А. Маслова, с 1998 года у мастера шаолиньского ушу и традиционной китайской медицины преподобного Ши Дэцяня. Выпускник и золотой медалист международной Академии ушу монастыря Шаолинь, получил посвящение у преподобного Ши Дэцяня, вицепрезидент Федерации шаолиньских боевых искусств России, президент Воронежской региональной общественной организации «Федерация ушу Шаолинь пай». Победитель открытого первенства Болгарии по контактному ушу, призёр международного фестиваля по традиционному ушу 1990 года, чемпион СНГ 1993 года по ушу-саньшоу (контактные поединки). Лауреат международных фестивалей ушу 2001—2006. Мастер шаолиньского цигун, мастер шаолиньского гуньшу. Чемпион мира 2006 года в Малайзии по шаолиньскому ушу. Ежегодно, начиная с 2001 года проходит стажировку в монастыре Шаолинь, храме «Чжун юэ мяо» и международной Академии ушу монастыря Шаолинь.

Ши Синган (Е. Чертовских), Ши Синсинь (Ю. Момотов), Ши Синпин (С. Кузнецов), а также Ши Синъин (А. Маслов) не только стали выпускниками Академию ушу Шаолиньского монастыря, но даже сами вели в ней занятия для китайских последователей. Браться Синъин, Синган, Синсинь и Синпин включены в «Большую энциклопедию Шаолиньского ушу» в раздел «Знаменитые люди Шаолиньского ушу за рубежом», при этом являются единственными не-китайцами в числе подобных шаолиньских последователей.

Молодыми, но уже вполне достойными продолжателями школы Дэцяня являются Ху Фаюань, Жэнь Хэ (Ши Синкан).

В США ведет преподавание прямой ученик Шэ Дэяня — Шао Имин, один из руководителей американского отделения Международной Федерации Шаолиньского ушу.

На траурных церемониях, посвященных уходу Ши Дэцяня, все его прямые ученики вязли на себя обет нести шаолиньскую традицию в том виде, как ее передавал учитель и следовать ей с ее большей тщательностью, терпением и строгостью к самим себе.

Итак, традиция Учителя Ши Дэцяня продолжается в своем полном проявлении, и светильник поколений «учителей — учеников» продолжает освещать дорогу новым поколениям последователей.

Автор: Евгений Викторович Чертовских,

Первый вице-президент, генеральный секретарь Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия)

Добавить комментарий

Записаться в клуб

Ваше имя

Ваш e-mail

Ваш номер телефона

Ваш вопрос или доп. информация

Введите код в поле ниже:
captcha

Мы Вконтакте

Мы в Facebook